Очередное онлайн-заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству прошло под председательством Владимира Ресина. Тема мероприятия была сформулирована следующим образом: «Федеральное законодательство и региональные строительные программы».
В заседании приняли участие замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков, депутаты Госдумы, члены Экспертного совета, представители научных учреждений, Союза архитекторов России, аналитического центра АО «ДОМ.РФ», НОСТРОЙ, НОПРИЗ и других организаций.
Во вступительном слове Владимир Ресин акцентировал внимание на актуальности обсуждаемых вопросов, а именно на изменениях в базовых законах градостроительного регулирования и нормативных актах для поддержки строительной отрасли и на первоочередных мерах их эффективной реализации в регионах.
В первом блоке, посвященном жилищному и инфраструктурному строительству, финансовым инструментам и институту саморегулирования, участники заседания рассмотрели законопроекты № 899967-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в целях упрощения процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов документов территориального планирования муниципальных образований) и № 866900-7 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В ходе обсуждения по данному вопросу были озвучены два основных тезиса – требования к проектировщикам должны быть закреплены законодательно, а изменения в генплане разумнее делать в рамках гарантийных обязательств.
Далее прошло обсуждение мер, принятых на уровне национальных объединений СРО в связи с Федеральным законом № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» и Постановлением Правительства РФ № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».
В частности, упоминалось, что Национальные объединения разработали ответы на типовые вопросы и примеры содержания соответствующих разделов в Положении о КФ ОДО СРО. Также было отмечено, что ведётся работа над методическими рекомендациями «О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».
Однако, как отметили некоторые участники заседания, сам механизм предоставления займов нуждается в грамотной законодательной поддержке. Так, не урегулирован вопрос уплаты налога с доходов, которые будут получены от займов. Максимальная процентная ставка установлена на уровне 0,5 от ключевой ставки ЦБ, но доходы, которые образуются от размещения займов, придется уплачивать из членских взносов всех компаний.
Второй момент, который может тормозить предоставление займов отдельными СРО, – не решенный до сих пор вопрос о процедуре действий при уменьшении средств компфондов. Частичный невозврат займов – нормальная практика любого кредитного учреждения. Соответствующие риски учитываются кредитными организациями. У СРО такого механизма защиты нет. Даже если объем невозврата составит 1000 рублей, СРО должна будет возместить убыток за счет дополнительных взносов всех членов. В противном случае возникнет возможность для исключения СРО из реестра.
Следующим пунктом повестки дня стал доклад о Единой информационной системе жилищного строительства, которая представляет собой единый цифровой документ. Докладчик предложил включить в систему индивидуальное жилищное строительство, а также масштабировать удачный опыт по переводу в «цифру» разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию.
Также собравшиеся обсудили подходы к совершенствованию контрактной системы и контрактов жизненного цикла. Участники мероприятия обсудили Федеральный закон № 449-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 890-р».
С одной стороны, было отмечено, что произошел целый ряд изменений в лучшую сторону. Например, строительство наконец исключается из обязательного аукционного перечня. Старый подход был ориентирован исключительно на исполнение госзаказа, и когда цена контракта в рамках аукциона снижалась на 20-30%, можно было говорить только о самом факте исполнения, но не о качестве работ. В этом контексте переход к форме конкурса с учетом квалификации участников – правильный шаг, который получил подкрепление на законодательном уровне. Вместе с тем, роль СРО в этих процессах остаётся недостаточной, хотя Минстрой России, НОСТРОЙ и НОПРИЗ прикладывают значительные усилия для изменения ситуации.
При этом у профессионального сообщества есть ряд предложений в формате долгосрочных мер по улучшению системы закупок, в частности: сместить баланс при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции»; внедрить рейтинговую систему оценки участника, учитывающую кроме стоимости сложность исполнения конкретного строительного контракта и опыт участника закупок; установить исключение обеспечения исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключенным с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн рублей; ввести регионализацию закупок по строительству путем установления приоритета для региональных строительных компаний при проведении конкурсов на небольшие строительные контракты (до 60 млн рублей); разработать специальное регулирование системы госзакупок в строительстве на уровне самостоятельного нормативного правового акта.
Параллельно с этим в качестве краткосрочных мер предлагается: установить в Постановлении Правительства РФ № 99 требование об аналогичности имеющегося у участника опыта объекту закупки при размещении заказа на заключение строительного контракта; обеспечить прозрачность сведений о наличии опыта, установив требование об их размещении в открытом доступе; заменить копию исполненного контракта в перечне документов, которые подтверждают соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, на копию акта приемки объекта капитального строительства; размещать документы, подтверждающие опыт участника размещения заказа в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, или расширить функционал ЕГРЗ; обеспечить автоматизацию процессов размещения заказчиками сведений о заключении строительных контрактов и об их частичном и полном исполнении, а также синхронизировать их с данными бухгалтерского учета заказчиков; сделать доступными для нацобъединений СРО, а также для СРО, членами которых являются исполнители по договорам, сведения из закрытой части ЕИС в сфере закупок.
В заключительной части заседания выступил Дмитрий Волков, который заявил о необходимости сокращения нагрузки на заказчиков, связанной с конкурсными процедурами. Он отметил, что это огромная нагрузка, которая выражается не только во времени, но и в деньгах, при этом в некоторых случаях реальная конкуренция отсутствует, и тогда эти процедуры становятся избыточной нагрузкой. Минстрой предлагает перейти от одностадийного проектирования к многостадийному и использовать многостадийность для сокращения сроков строительства.
Также замглавы Минстроя отметил важность решения насущных задач, связанных с техническим регулированием. Так, остро стоит вопрос о дальнейшей роли специальных технических условий. В настоящее время ведомство пытается выстроить одноканальное техническое регулирование в сфере проектирования и строительства и отсечь все избыточные требования.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «На данный момент ключевая задача – обеспечить устойчивость всей проектной и строительной деятельности. Для этого необходимо наращивать эффективность, которая не может быть достигнута в отсутствии согласованности решений. В такой ситуации эксперты отрасли, Нацобъединения и Минстроя должны сделать всё возможное, чтобы разработать согласованные меры по увеличению эффективности».