Рост танкерных перевозок и развитие электромобилей: что ждет логистику и транспорт

фото: Рост танкерных перевозок и развитие электромобилей: что ждет логистику и транспорт

Россия имеет хорошие шансы вписаться в мировые тренды в части танкерных перевозок СПГ. Об этом говорится в докладе «Анализ актуальных прогнозов развития логистики и транспорта в мире», подготовленным Институтом экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет 2030». Эксперты проанализировал прогнозы развития отрасли авторитетных международных организаций, опубликованных в конце 2022 – начале 2023 годов.

 

Как говорится в обзоре, в 2022 году в мировом транспорте и логистике происходили существенные трансформационные сдвиги, вызванные совокупностью политических, экономических и технологических факторов. Однако отрасль способна быстро адаптироваться.

 

В частности, в ВШЭ приводит в пример на прогноз IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Согласно ему, количество авиапассажиров будет расти со среднегодовым темпом роста 3,4% (ранее 3,3%). Ожидается, что количество пассажиров в пунктах отправления и назначения увеличится примерно с 4 млрд в 2019 году до чуть более 8 млрд в конце 2040 г. (ранее 7,8 млрд пассажирских перевозок в год). В тоже время Международный совет аэропортов (ACI) прогнозирует, что к 2041 году пассажиропоток во всем мире достигнет 19,3 миллиарда человек. Впрочем, как отмечают эксперты ВШЭ, в прогнозе не учитывают возможную макроэкономическую нестабильность.

 

С учетом прогноза роста торговли на 2,8% и промышленного производства на 2,2% ежегодно, общемировой средний темп роста грузооборота на воздушном транспорте составит в среднем 4,1% в базовом сценарии и 3,6% в пессимистичном сценарии ежегодно до 2041 года, отмечают эксперты.

 

Если говорить о морских перевозках, то эксперты ссылаются на прогноз ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development). Согласно ему, в 2023–2027 гг. среднегодовые темпы роста объема морских перевозок составят 2,1%. Это ниже среднего показателя за предыдущие три десятилетия, составляющего 3,3%. Прогнозируемое замедление темпов роста является следствием не только связанных с пандемией ограничений, но и весьма неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры в сочетании с ослаблением экономики Китая. Однако, если посмотреть на контейнерные перевозки, самый быстрорастущий сегмент морских перевозок, то рост их объема составил в 2022 году, по предварительным оценкам, 1,2%, а в 2023 году уже незначительно ускорится

– до 1,9%.

 

Объем перевозок в тонно-милях в определенной степени поддерживается за счет замещения рынков и поставщиков. Российская Федерация, столкнувшаяся с экономическими и другими ограничительными мерами, ищет альтернативные рынки, а европейские импортеры рассматривают другие источники поставок. Спрос на морские перевозки по показателю грузооборота в тонно-милях, скорее всего, возрастет в результате того, что африканские страны будут импортировать зерно из более отдаленных регионов, говорится в обзоре.

 

Как отмечает Михаил Блинкин, научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, исходя из прогнозов авторитетных организаций, можно выделить следующие тренды в отрасли:

– прогнозируется рост мобильности населения (прежде всего, за счет преодоления архаических форматов мобильности в Китае, Индии, а также в ряде стран с развивающимися рынками), и, соответственно, рост объемов пассажирских перевозок всеми видами транспорта, прежде всего воздушным транспортом и автомобилями домохозяйств;  

– прогнозируется рост объемов контейнерных перевозок, прежде всего, морским и внутренним водным транспортом;

– прогнозируется (в силу экологических императивов и уже наблюдаемых трендов Китая и стран ЕС) опережающее развитие внутреннего водного транспорта;

– в среднесрочной, или даже (в более радикальных вариантах) в краткосрочной перспективе трубопроводные поставки природного газа замещаются танкерными перевозками СПГ; 

– в сфере наземного транспорта ведущими мировыми консалтинговыми компаниями прогнозируется экспансия электромобилей, а также более или менее радикальное проникновение на авторынок и в состав транспортного потока автономных транспортных средств.

 

«Россия имеет хорошие шансы вписаться в мировые тренды в части танкерных перевозок СПГ, определенные шансы – в части контейнерных перевозок и перевозок внутренним водным транспортом», — считает эксперт стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ, научный руководитель ФГРР НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Leave a comment